Важную роль играет то, какие навыки безопасного поведения на улице, дома, на дороге
приобрел ребенок в семье, в детском саду и приобретет школе.
В этом большую роль играем мы - взрослые.
Предрасположенность первоклассников к несчастным случаям в ДТП педагоги и психологи объясняют такими особенностями их психофизиологического развития как:
- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
- быстрое образование условных рефлексов и такое же быстрое их исчезновение;
- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
- преобладание потребности в движении над инстинктом самосохранения;
- непонимание понятий смерть, ранение, опасность;
- неумение оценить свои возможности по преодолению опасных ситуаций;
- ребенок оценивает большие грузовые машины, автобусы как источник опасности, а легковые машины, мотоциклы, велосипеды - нет;
С детьми младшего школьного возраста необходим тренинг безопасного поведения на дороге, разбор опасных ситуаций, изучение элементарных правил дорожного движения. Вот некоторые рекомендации как сделать дорогу первоклассника безопасной:
1. Найдите возможность несколько раз пройти с ребенком маршрут до школы и обратно. Посмотрите мимо каких зданий этот маршрут пройдет. Неважно, что первые месяцы вы твердо намерены сами провожать и встречать его. Ведь бывают и экстренные обстоятельства, когда детей отпускают не в заранее установленное время (заболел учитель, сократили уроки, в школе произошла авария, лопнула труба и т.д.) Самостоятельный путь вашего ребенка до дома не должен явиться экстремальным испытанием, сопровождаемым психологической неуверенностью;
2. Разбирайте множество реальных ситуаций во время прогулок с ребенком. Прививайте чувство осторожности в опасных ситуациях и учите контролировать свои эмоции и реакции;
3. Учите управлять своим телом, понимать физические границы, возможности.
4. Выучите назубок домашний адрес и телефон, это может понадобиться в самый неожиданный момент. Пример: Уроки закончились раньше и ребенок зашел к приятелю. А затем в поисках дороги до своего дома заблудился. Вывод -возможные стрессы надо снять, выучив заранее с ребенком его адрес;
5. Учите проговаривать свои действия, чтобы они становились частью мышечной памяти ребенка и внутренней речи;
6. Объясняйте и повторяйте детям, как они должны вести себя на улице. В транспорте, на остановке столько раз и так часто, чтобы ребенок действовал в ситуациях уверенно, предусмотрительно;
7. Объясните ребенку: никогда нельзя соревноваться в опасной удали с «друзьями» перебежать дорогу перед идущими машинами. Объяснить, что друзья иной раз имеют неправильную привычку-подбивать других на плохие поступки, да еще раззадоривать: «Спорим, не пробежишь? Не пробежишь-значит трус!» . На подобные провокации поддаваться нельзя. Пусть ребенок лучше потеряет «друга», чем на всю жизнь останется калекой;
8. Поговорите еще раз где можно кататься на велосипеде и играть в мяч;
9. В темное время суток, чтобы ребенок стал заметней, надевайте на него одежду со светоотражающими элементами;
10. Объясните ребенку- не сможешь сам перейти улицу-попроси взрослого помочь;
11. Самое главное –это, конечно, пример взрослых. Ребенок по своей природе любопытен и наблюдателен, от него не ускользает то, как ведут себя на дороге взрослые: переходят ли дорогу только на зеленый свет светофора, или идут на красный- когда нет машин, переходят дорогу по пешеходному переходу, либо идут где им удобнее;
Не забывайте, уважаемые родители, мы, взрослые, в ответе за наших детей. В детском саду и в школе ребенок получает необходимые знания о нормах и правилах поведения, но самое главное, чтобы вы на собственном примере не доказывали обратного.